Управление культуры
администрации города Белгорода

Открытие выставки Павла Титовича «Гридинъ» (амбротипия)

04 Июля 2017, 09:35

 

Дата, время и место подведения:
4 июля 2017 г., 17.00, выставочный зал «Родина», зеленый зал
Организатор: выставочный зал «Родина»
Возрастной ценз: 6+

     Павел Титович родился в 1983 году. Окончил Пермский технологический университет в 2007 году. Заниматься фотографией начал в студенческие годы. В 2005 году стал членом фотоклуба «Пермь». Работает в традициях классической черно-белой студийной, постановочной фотографии. Использует различные техники ручной печати. Павел использует широкоформатный аналоговый фотоаппарат и собственноручно проявляет плёнки. Большинство работ выполнены на бромосеребряной баритовой фотобумаге. Oн вручную работает над своими отпечатками, используя частичное маскирование и тонирование. Его работы можно встретить в каталогах всероссийских и зарубежных фотоконкурсов, выставок, в фотожурналах, на профессиональных сайтах всемирного интернет-пространства.
Участник более двадцати международных фотоконкурсов. Имеет международные награды и дипломы. Работает режиссером ТРК «Мир Белогорья». Его работы хранятся в частных коллекциях России, Франции и Нидерландов.
     Несколько работ находятся в фонде Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, в Белгородском государственном художественном музее и Пермской государственной художественной галерее. Член Союза Фотохудожников России. Член международной ассоциации фотоискусства FIAP.
     Павел Титович о выставке «Гридинъ»: «В течение столетий нашему народу приходилось выстраивать свою государственность в окружении не совсем дружелюбных соседей. Поэтому образ воина - защитника родины - неиссякаемый источник вдохновения и гордости.Именно поэтому здесь представлены образы защитников русской земли, объединённых под общим названием «Гридинь», которым в древнерусских княжествах обозначились воины княжеской дружины. В экспозиции вы сможете увидеть воинов XIII-XIV вв. в комплексах вооружения различных древнерусских земель, от Новгорода до Киева. А также городовых стрельцов Белгородской засечной черты XVII века, вооруженных огнестрельным и холодным оружием указанного периода. Ну и, конечно, образы тех, без которых деятельность воинского сословия вообще теряет смысл. Те, кто в отсутствии защитника ведут хозяйство, растят детей и ждут возвращения домой любимого. Образ женщины! Здесь вы можете увидеть жен и дочерей княжеского дружинника, стрелецких жёнок в их повседневных нарядах, соответствующих заявленным временным рамкам. Живая история нашей родины предстанет перед вами в виде амбротипов».
     Амброти́пия (от др.-греч. Ἄμβροτος — «бессмертный», и τύπος — «отпечаток») — ранний фотографический процесс, описанный в начале 1850-х годов изобретателем коллодионного процесса Фредериком Арчером, как один из его вариантов. Патент № 11267 на технологию получен 11 июля 1854 года фотографом Джеймсом Каттингом.
     Отличие от оригинального коллодионного процесса заключается в получении позитивного изображения непосредственно из стеклянного негатива, который рассматривается на тёмном фоне.
     В амбротипии используется в качестве связующей среды для светочувствительных кристаллов галогенидов серебра коллодий, нанесённый на стеклянную подложку. В конце 1850-х годов коллодионный процесс полностью заменил дагеротипию, благодаря более высокой светочувствительности и качеству изображения. Наиболее распространённым был так называемый «мокрый коллодионный процесс», требующий немедленного экспонирования и лабораторной обработки готовой эмульсии, терявшей свои свойства при высыхании. Изобретение произвело настоящую революцию в фотографии, позволив получать снимки высокого качества с очень короткими выдержками. По сравнению с дагеротипией выдержки сократились в среднем в 50 раз В 1847 году американский студент Джон Паркер Мейнард растворил нитроцеллюлозу, появившуюся годом ранее, в смеси эфира и спирта, получив липкое вещество. При высыхании оно образовывало на твёрдой поверхности тонкую прочную плёнку и было названо «коллодием» (от греч. «колос»— липкий). Сразу после открытия Мейнарда коллодий получил распространение в медицине в качестве жидкого пластыря. Фредерик Скотт Арчер, использовавший калотипию для съёмки своих скульптурных работ, решил её усовершенствовать, соединив коллодий с солями серебра. Для приготовления светочувствительной смеси он растворял йодистые соли в коллодии, а затем поливал её на отполированную стеклянную пластинку. После застывания коллодия пластинка была готова к сенсибилизации. Непосредственно перед съёмкой она погружалась в раствор азотнокислого серебра.
     В результате в коллодии образовывались микрокристаллы йодистого серебра, придающего ему светочувствительность. Сразу после этого фотопластинка экспонировалась и проявлялась водно-спиртовым раствором пирогаллола, а затем закреплялась в растворе гипосульфита. Впоследствии в качестве светочувствительного вещества оказались пригодными также соли брома, дающие при взаимодействии с азотнокислым серебром бромосеребряные кристаллы.
     В 1854 году Джеймс Ансон Каттинг запатентовал оригинальный метод использования стеклянных негативов, полученных мокро-коллодионным способом. Рассматривая недодержанные негативы, он заметил, что в отраженном свете на чёрном фоне они выглядит как позитивы. Светло-серое серебро, образующееся в светах снимка, хорошо отражает свет, а сквозь прозрачные тени виден чёрный фон. Качественная фотопечать с такого негатива невозможна, так как в тенях полученного на бумаге снимка полностью отсутствуют детали. Однако, в отражённом свете на подложке из чёрного бархата недодержанный негатив давал полноценное позитивное изображение. Каттинг придумал способ покрывать сторону со слоем коллодия лаком или канадским бальзамом, после чего накрывать сверху вторым стеклом. Свою технологию Каттинг назвал «амбротипия» Сам же Каттинг добавил к своему имени приставку «Амброуз» и стал называться Джеймс Амброуз Каттинг.
     Выставка «Гридинъ» продлится до 16 июля. Группа выставочного зала «Родина» вКонтакте: https://vk.com/belrodina